Новости проекта
Улучшайте результаты обучения, используя популярные функции электронного дневника!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 211 человек

Логопедическая информация для родителей и педагогов

Дата: 23 декабря 2015 в 08:49, Обновлено 23 декабря 2015 в 09:48

Нарушения письменной речи у младших школьников

 Овладение письменной речью является важнейшим этапом обучения в школе. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по-разному. И если в целом большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети и их количество, к сожалению, в последние годы неуклонно растёт, - чьи затруднения не дают возможность утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме. Иногда у таких школьников наблюдаются стойкое нарушение чтения (дислексия), иногда ошибки при письме (дисграфия), но чаще всего выявляются многочисленные и на первый взгляд нелепые ошибки и в чтении, и при письме, которые угнетают ребёнка, беспокоят учителя и родителей.

 Ошибки в чтении и письме могут быть единственной проблемой ребёнка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью – бедным словарем, нарушением грамматического строя, несформированностью логико – грамматических отношений. В этом случае невозможность дать развернутый грамотный устный ответ ведёт к неуспеваемости ребёнка по так называемым устным предметам. Плохая техника чтения не даёт вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач. Словом, к середине 2 класса ребёнок уже может стойко отставать по всем предметам .

Особенности детей – дисграфиков

 Дети – дисграфики испытывают напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто сопровождается сниженным вниманием и быстрой утомляемостью. У дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

Ошибки на уровне буквы и слова.

 Пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов. Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки. Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»). Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»). Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

 Для того чтобы преодолеть подобные ошибки необходимо развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего. В звуковом анализе слова выделяются в простые и сложные формы: узнавание звука среди других звуков, выделение звука из слова в начальной позиции и полный звуковой анализ слова.

Ошибки на фоне нарушения фонематического слуха.

 Ученики испытывают трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем). На письме это проявляется в заменах звонких и глухих согласных (зима – «сима»), гласных О-У, Ё-Ю, Е-И, даже в ударном положении (Лёша – «Люша»), заднеязычных К-Г-Х (сухой – «сугой»), соноры Р-Л, М-Н, Й-Л (магазин – «магазим»), свистящих и шипящих С-Ш, З-Ж, С`- Щ (собака – «шабака», жук – «зук», щётка – «сётка»), аффрикатов Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-Т`, Ц-С (яйцо – «яйсо»).

 Смешение букв, когда пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву, может быть вызвано также нестойкостью соотнесения звука и буквы, когда еще не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы.

 Для преодоления данных ошибок необходимо развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки.

 В основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании. Не видят разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркально пишут отдельные буквы или целые тексты.

 Для преодоления данного нарушения необходимо развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Ошибки на уровне слов и предложений.

 Слитное написание слов, особенно служебных. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова, пишет их слитно. Границы слов могут не только исчезать, но и смещаться. Иногда ошибки на уровне слова проявляются в том, что ребенок придумывает свое несуществующее слово («поленой» цветок; «медведий» хвост). Отсутствие границ предложения (заглавная буква в начале и точка в конце предложения). Ошибки в согласовании слов («большая белая пятно») и управлении («на ветки деревьях»). Ошибки при перечислении однородных членов предложения (учит честности, смелости и беречь природу). Неверное по смыслу употребление предлогов в предложении («рисовал с карандашом»).

 Для преодоления данного нарушения у ребенка формируют понятие «слово», объясняют значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д. Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам.

Рекомендации родителям для занятий с ребенком дома

 Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии.

Упражнение "Корректурная правка"

 Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

Упражнение "Пишем вслух"

 Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. Пример: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).

Несколько советов родителям:

 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Помните! Ребёнок – логопат нуждается в квалифицированной помощи логопеда, в специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений работы речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.